Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Воскресенье, 05.05.2024, 09:56

 
Главная Информационный каталогРегистрацияВход
Меню сайта
Наши достижения

Категории каталога
Нормативно-правовое обеспечение [0]
Проекты НЦОБ [25]
Эксперты и участники экспедиций [28]
Наши достижения [0]
Публикации, биографии, статьи [10]
Ссылки

Каталог экологических сайтов. Экологические проблемы и пути их решения.

Экологическое образование в природе: практикумы, программы, методики, фильмы, определители, рефераты

Российские зеленые страницы. Экологические организации и сайты.
Главная » Статьи » Проекты НЦОБ

Проекты эколого-экономического обоснования
Регион: Ямало-Ненецкий автономный округ

Период исполнения:

Руководитель:

Научное направление:

Участники:

Результаты:

Аннотация:

Интернет:

Публикации:

Партнеры:

Заказчик:


В 2007 г. Научный центр «Охрана биоразнообразия» РАЕН по заказу ЗАО «Ямалгазинвест» выполнил проект «Разработка эколого-экономического и нормативного обоснования строительства объекта "Система магистральных газопроводов Бованенково – Ухта" и сопутствующей инфраструктуры на Южно-Ямальском участке государственного биологического заказника регионального значения "Ямальский"».
В работе принимал участие постоянный партнер НЦ ЗАО «СибГео» (г. Тюмень)

Строительство газопроводной системы «Бованенково-Ухта» на территории Ямальского заказника: проблемы и решения

Эколого-нормативные аспекты прокладки газопровода
  • Строительство системы магистральных газопроводов «Бованенково-Ухта» имеет стратегическое значение для экономики России.
  • Прокладка газопровода по территории Южно-Ямальского участка Ямальского заказника с севера на юг на протяжении 110 км является безальтернативным вариантом строительства.
  • Неизбежность сооружения газопровода создает сложный природоохранный прецедент, при котором строительство  и эксплуатация газопровода приведут к нарушению режима заказника и станут источником конфликтов между природоохранными органами, строителями и административными службами газопровода.

Предполагаемый путь прохождения трассы газопроводной системы "Бованенково-Ухта" на территории Ямала

Газопровод «Бованенково-Ухта» на территории Южно-Ямальского участка Ямальского заказника.

Основные предложения для согласования и последующей реализации проекта

Для соблюдения природоохранного законодательства и обеспечения плодотворного сотрудничества между ОАО «Газпром» и Администрацией ЯНАО в процессе проектирования, строительства и эксплуатации системы трубопроводов «Бованенково – Ухта», предлагается следующая система мероприятий

1. Изменение границ заказника
Для минимизации отрицательного воздействия строительства и эксплуатации системы трубопроводов «Бованенково – Ухта» предлагается изъятие из заказника участка в зоне необратимого изменения местообитаний площадью 107,4 кв. км и присоединение к заказнику более ценных участков площадью в 613,1 кв. км
Изменения границ Ямальского заказника, предлагаемые для обеспечения строительства газопровода

1.1. Изъятие из заказника территории в пределах зоны наибольшего воздействия системы газопроводов
  • Общая площадь Ямальского заказника составляет 14758 кв. км, из них  площадь суши Южно-Ямальского участка - 11931 кв. км.
  • Наибольшее воздействие газопровода прогнозируется в зоне площадью 107,4 кв. км, что составляет  0,7% от всей площади заказника или 0,9% от площади суши Южно-Ямальского участка. 
  • Для сохранения биоразнообразия на окружающих территориях, выполнения природоохранного законодательства, обеспечения интересов инвесторов при строительстве и эксплуатации газопроводов предлагается изъять из заказника территорию в зоне прямого уничтожения животных и необратимого изменения местообитаний площадью 107,4 кв. км.


Природоохранная целесообразность и допустимость

  • Прохождение трассы газопровода через заказник  в узкой полосе радикально изменит природную среду, и неизбежно сделает эту территорию бесперспективной для сохранения биоразнообразия.
  • Строительство и эксплуатация газопровода на территории заказника создадут мощный антропогенный пресс, не совместимый со статусом особо охраняемой природной территории (ООПТ), что противоречит Положению о заказнике и природоохранному законодательству.
  • Трасса газопровода разделит заказник на два изолированных участка. В мировой и российской практике обычны так называемые кластерные, состоящие из нескольких участков ООПТ.
Юридическая правомерность изъятия из заказника данной территории
  • «изъятие земельных участков или водных пространств, находящихся в границах особо охраняемых природных территорий, в случае необходимости использования для общегосударственных нужд, – разрешается и…»
  • относится к полномочиям администрации автономного округа «в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий».
Из закона Ямало-Ненецкого АО «Об особо охраняемых природных территориях» (2004 г.).

1.2. Присоединение к заказнику новых участков
Для  компенсации  потерь биоразнообразия и земель Ямальского заказника в результате вывода из него территории площадью в 107,4 кв. км по трассе газопровода, предлагается присоединить к заказнику два участка общей площадью 613,1 кв. км:
  • в среднем течении р. Мордыяха, 461,1 кв. км;
  • в бассейне р. Ясавей-яха, 145,0 кв. км.
Аргументы «за» присоединение дополнительных территорий к заказнику
  • Присоединение к заказнику участков с более высокой биопродуктивностью полностью компенсирует потери биоразнообразия. Условия обитания  рыб, водоплавающих и околоводных птиц здесь более благоприятны. Численность основных промысловых видов зверей и птиц вдвое выше, чем на изымаемой территории. Почти все особо охраняемые животные также имеют более высокую численность.
  • Присоединение к заказнику участков в среднем течении Морды-Яхи и в бассейне Ясавей-Яхи, придаст им  статус ООПТ, что чрезвычайно актуально для сохранения биоразнообразия этих территорий
  • В мировой природоохранной практике, в частности по принципам Международной конвенции о водно-болотных угодьях, при ликвидации охраняемого угодья предусмотрено создание нового, что считается правомочной компенсаторной акцией.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИЗЪЯТИЕ НЕБОЛЬШОЙ ЧАСТИ ТЕРРИТОРИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКАЗНИКА ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ «ЯМАЛЬСКИЙ» ПОД ГАЗОПРОВОД НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ПРИРОДООХРАННОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, А ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ЗАКАЗНИКУ НОВЫХ ПЛОЩАДЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМПЕНСАЦИОННОЙ МЕРОЙ.

Иные компенсационные мероприятия
Наряду с присоединением к заказнику территории взамен изымаемой в связи со строительством и эксплуатацией системы магистральных газопроводорв «Бованенково-Ухта» предлагается еще ряд мер, направленных на сохранение природных комплексов Округа и  соблюдение природоохранного законодательства:
  • Денежная компенсация ущерба животному миру и сельскохозяйственному производству
  • Организация зон особой охраны заказника.
  • Разработка природоохранных регламентов на период строительства и эксплуатации газопровода и программы  рекультивации  земель.
  • Планирование и реализация рекультивационных мероприятий.
  • Программа мониторинга состояния биоразнообразия в зоне воздействия системы газопроводов.

Денежная компенсация ущерба животному миру
В соответствии с действующим природоохранным законодательством должна быть выплачена денежная компенсация ущерба живой природе. Суммарный размер ущерба животному миру заказника при прокладке двух ниток газопровода составит 40,52 млн. рублей.
 
Денежная компенсация ущерба сельскому хозяйству
Ущерб оленьим пастбищам, охотничьим, рыбным ресурсам и дикоросам составит 81,5 млн. рублей:
  • на период долгосрочной аренды (49 лет) - 55,6 млн. рублей;
  • на период краткосрочной аренды (5 лет) – 25,9 млн.рублей.

Организация зон особой охраны заказника
В качестве компенсации воздействия на биоразнообразие заказника строительства и эксплуатации газопровода и собственно Бованенковского узла предлагается помимо присоединения к заказнику новых территорий и выплаты ущерба организовать территории с особым природоохранным статусом:
  1. Охранная зона заказника – предлагается  между заказником и землеотводом Бованенковского ГКМ. Эта территория не присоединяется к заказнику, но здесь предлагается установить особый режим по отношению к объектам живой природы, который обеспечил бы минимальное воздействие  на них в ближайших окрестностях заказника.
  2. Зона особого природоохранного режима.  Расположена в заказнике на территории косвенного воздействия газопровода на животный мир, площадью 998,9 кв. км. Зона шириной 1000 м, прилегает к отведенной под газопровод территории по обе стороны вдоль трассы газопроводов.
Заключение
Таким образом, в рамках представленного проекта проведен анализ воздействия строительства системы магистральных газопроводов Бованенково – Ухта и сопутствующей инфраструктуры на биоразнообразие Ямальского заказника, и разработан комплекс мероприятий, направленных на компенсацию этого воздействия.

На согласование перед Государственной экспертизой  данного проекта выносятся следующие мероприятия:
  1. Изменения границ заказника путем изъятия территории в пределах зоны наибольшего воздействия системы газопроводов площадью 107,4 кв. км и присоединения к заказнику двух сопредельных участков общей площадью 613,1 кв. км.
  2. Организация охранной зоны и зоны особого режима заказника.
  3. Разработка природоохранных регламентов на период строительства и эксплуатации газопровода и программы  рекультивации  земель.
  4. Планирование и реализация рекультивационных и природовосстановительных мероприятий.
  5. Реализация программы мониторинга состояния биоразнообразия в зоне воздействия системы газопроводов.
Аргументация целесообразности предлагаемых мероприятий
  • Целесообразность предлагаемых действий диктуется не только необходимостью сохранения природы Ямала и требованиями природоохранного законодательства, но и логикой развития экономики страны и стратегическим значением проектируемой газопроводной системы. Именно поэтому предлагается изъятие из состава заказника полосы под трассой газопроводов, дорогами, карьерами и другими объектами, а также между ними, сооружение которых необратимо изменит природную среду. Остальные мероприятия имеют компенсационный и контролирующий характер, призванный не только восполнить неизбежные потери площади и биоразнообразия заказника, но и возместить ущерб, нанесенный его животному миру.
  • Компенсационные мероприятия по присоединению к заказнику дополнительных участков взамен изъятых площадей и созданию особого режима на прилегающих территориях не подменяют необходимости предусмотренного Российским законодательством денежного возмещения ущерба, вызванного воздействием на окружающую среду промышленных и хозяйственных объектов. Это относится к возмещению ущерба животному миру как таковому и ущерба сельскому хозяйству, которым занимается коренное население (оленеводство, охотничий промысел, рыболовство).
  • С позиций охраны природы все перечисленные компенсационные мероприятия позволят в полном объеме обеспечить выполнение целей и задач заказника по сохранению природных комплексов Ямала и их компонентов.
Категория: Проекты НЦОБ | Добавил: Alexander (24.04.2008)
Просмотров: 2580
Форма входа
Наши награды










Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright © 2024
Сайт управляется системой uCoz